Летописные
свидетельства о насильственном
крещении Руси
Лаврентьевская
летопись. Древний текст см: ПСРЛ, т.1,
в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ, Л"
1926; или в кн. "Литература Древней
Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б.
Кресеня.
980
год
И
начал княжить Владимир в Киеве
один, и поставил кумиры на холме
вне двора теремного: Перуна
деревянного - главу серебряну, а ус
злат, и Хорса-Дажьбога, и Стрибога,
и Симаргла, и Мокошь... Владимир
посадил Добрыню, дядю своего, в
Новгороде. И, придя в Новгород,
Добрыня поставил кумира над рекою
Волховом, и приносили ему жертвы
новгородцы как богу <...>.
Был
же Владимир побежден похотью
женскою, и вот какие были у него
супруги: Рогнеда, которую посадил
на Лыбеди <...>, от нее имел
четырех сыновей: Изеслава,
Мстислава, Ярослава, Всеволода, и
две дочери; от гречанки имел -
Святополка; от чехини - Вышеслава;
от другой - Святослава и Мстислава;
а от болгарыни -Бориса и Глеба, а
наложниц у него было 300 - в
Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на
Берестове <...>. И был он
ненасытен в блуде, приводил к себе
и замужних жен и растлял девиц. Был
он такой же женолюбец, как и
Соломон, ибо говорят, что у
Соломона было 700 жен и 300 наложниц.
Мудр он был, а в конце концов погиб.
Этот же был невежда, а под конец
обрел спасение.
988
год
В год
6496 (988) пошел Владимир с войском на
Корсунь, град греческий. <...> И
послал к царям Василию и
Константину, и так им передал: "Вот
взял ваш город славный; слышал же
то, что имеете сестру девою; если не
отдадите ее за меня, то сотворю
городу вашему (столице) то же, что и
этому городу сотворил". И
услышав это, они (Василий и
Константин) опечалились, и послали
ему весть, и так ответили: "Не
пристало христианам выдавать жен
за неверных. Если крестишься, то и
ее получишь, и царство небесное
примешь, и с нами единоверен будешь".
<...>
По божьему промыслу в это время
разболелся Владимир глазами, и не
видел ничего, и скорбел сильно, и не
знал, что делать. И послала к нему
царица (Анна) и передала: "Если
хочешь избавиться от болезни сей,
то крестись скорее; иначе не
избудешь недуга сего". Услышав,
Владимир сказал: "Если воистину
исполнится это, то поистине велик
будет бог христианский". И
повелел крестить себя. Епископ же
корсунский с царицыными попами,
огласив, крестил Владимира. И когда
возложил руку на него, тотчас
прозрел он. Владимир же, ощутив
свое внезапное исцеление,
прославил бога: "Теперь узрел я
бога истинного:"
<...>
После этого Владимир взял царицу и
попов -корсунских с мощами святого
Климента <...>, взял и сосуды
церковные, и иконы на
благословение себе. <...> Забрал и
двух медных идолов, и четырех
медных коней, что и сейчас стоят за
церковью св. Богородицы. Корсунъ же
отдал грекам как вено за царицу, а
сам пришел в Киев. И когда пришел,
повелел кумиры опрокинуть - одних
изрубить, а других - предать огню.
Перуна же повелел привязать к
хвосту коня и волочить его с горы
по Боричеву взвозу к Ручью, и
приставил двенадцать мужей
колотить его жезлами. Делалось это
не потому, что дерево чувствует, но
для поругания беса <:>. Вчера был
чтим людьми, а сегодня поругаем.
Когда влекли Перуна по Ручью к
Днепру, оплакивали его неверные
люди <...>. И, притащив, сбросили
его в Днепр. И сказал Владимир
сопровождающим: "Если он где
пристанет, вы отпихивайте его от
берега, до тех пор, пока не пройдет
пороги, тогда лишь оставьте его".
Они так и сделали, как он велел. Как
только оставили его за порогами,
так принес его ветер на мель,
которую потом прозвали Перунья
Мель, так она и до сего дня
называется. Затем послал Владимир
по всему городу сказать: "Если не
обратится кто завтра на реке - будь
то богатый, или бедный, или нищий,
или раб, - противен будет мне".
Иоакимовская
летопись. Древний текст в кн.
Татищев В.Н. История Российская, 1т. М.,
1963. Перевод Б. Кресеня.
991
год
6499
(991). В Новгороде люди,
увидев, что Добрыня идет крестить
их, учинили вече и заклялись все не
пустить их в город и не дать
опровергнуть идолов. И когда
он пришел, они, разметав мост
великий, вышли с оружием, и какими
бы угрозами или ласковыми словами
их Добрыня ни увещевал, они и
слышать не хотели, и вывели два
самострела больших со множеством
камней, и поставили их на мосту, как
на настоящих своих врагов. Высший
же над славянскими жрецами Богомил,
который из-за своего красноречия
был наречен Соловьем, запрещал
людям покоряться.
Мы же
стояли на торговой стороне, ходили
по торжищам и улицам, и учили людей,
как могли. Но гибнущим в нечестии
слово крестное, которое апостол
сказал, явилось безумием и обманом.
И так мы пребывали два дня и
крестили несколько сот людей.
Тоща
тысяцкий новгородский Угоняй,
ездил повсюду и кричал: "Лучше
нам помереть, нежели богов наших
дать на поругание." Народ же
оной страны, рассвирипев, дом
Добрыни разорил, имение разграбил,
жену и родных его избил. Тысяцкий
же Владимиров Путята, муж
смышленый и храбрый, приготовив
ладью и избрав от ростовцев 500
человек, ночью переправился выше
города на ту сторону и вошел в
город, и никто не остерегся, так как
все видевшие их думали, что видят
своих воинов. Он же, дойдя до двора
Угоняя, его и других первых мужей
тотчас послал к Добрыне за реку.
Люди же той страны, услышав про это,
собрались до 5000, обступили
Путяту, и была между ними злая сеча.
Некоторые пошли и церковь
Преображения Господня разметали и
дома христиан стали грабить. А на
рассвете подоспел Добрыня с
бывшими с ним воинами, и повелел он
у берега некоторые дома поджечь,
чем люди были весьма устрашены, и
побежали они тушить огонь; и тотчас
перестали сечь, и тоща первые мужи,
придя к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня
же, собрав воинов, запретил грабеж,
и тотчас сокрушил идолов,
деревянные сжег, а каменные,
изломав, низверг в реку; и была
нечестивым великая печаль. Мужи и
жены, видев это, с воплем великим и
слезами просили за них, будто за
настоящих богов. Добрыня же,
насмехаясь, им говорил: "Что,
безумные, сожалеете о тех, которые
себя оборонить не могут, какую
пользу вы от них чаять можете". И
послал всюду, объявив, чтоб все шли
ко крещению. <...> И пришли многие,
а не хотящих креститься воины
притаскивали и крестили, мужчин
выше моста, а женщин ниже моста.
<...> И так крестя, Путята шел к
Киеву. Потому люди и поносят
новгородцев, мол, их Путята крестил
мечем, а Добрыня огнем.
Мазуринский
летописец. ПСРЛ. т. 34, М., 1968. Перевод Б.
Кресеня.
992
год
6498
(992). Добрыня, Дядя Владимира,
отправился в Великий Новгород, и
все идолы сокрушил, и требища
разорил, и многих людей крестил, и
церкви воздвиг, и священников
поставил по городам и селам
новгородского предела. Кумира же
Перуна посекли, и низвергли на
землю, и, привязав веревки,
повлекли его по калу, бив жезлами и
топча. И в это время вошел бес в
того бездушного кумира Перуна и в
нем возопил, как человек: "О горе
мне! Ох мне! Достался я
немилостивым рукам". И сбросили
его люди в реку Волхов и заповедали,
чтобы никто его не перенял. Он"
же, проплывая сквозь великий мост,
ударил по мосту своей палицей и
сказал: "Здесь пусть тешатся
люди новгородские, вспоминая меня",
и тут творили безумные люди многие
годы, сходились в некие праздники и
устраивали представления, и
творили бои.
Лаврентьевская
летопись. Перевод Б. Кресеня.
1024
год
6532
(1024). В тот же год восстали волхвы в
Суздале, избивали они старую чадь
по дьявольскому наущению и
бесованью, говоря, что они прячут
запасы. Был мятеж великий и голод
по всей стране <...>. Ярослав же,
услышав о волхвах, пришел к Суздалю;
захватив волхвов, одних изгнал, а
других казнил, говоря так: "Бог
за грехи насылает на всякую страну
голод, или мор, или засуху, или иную
казнь, человек же не ведает за что".
1071
год
6779
(1071). <...> В те же времена пришел
волхв, обольщенный бесом; придя в
Киев, он говорил и то поведал людям,
что на пятый год Днепр потечет
вспять и что земли начнут меняться
местами, что Греческая земля
станет на место Русской, а Русская -
на место Греческой, и прочие земли
изменятся. Невежды слушали его,
верные же смеялись, говоря ему: "Бес
тобою играет на погибель тебе".
Что и сбылось с ним: в одну из ночей
пропал без вести.
6579
(1071). Был голод в Ростовской области,
и тогда восстали два волхва близ
Ярославля <...>. И пришли на
Белозеро, и было с ними людей 300. В
то же время случилось прийти от
Святослава собирающему дань Яню,
сыну Вышатину <...>. Янь же
повелел бить их и вырывать у них
бороды. Когда их били и выдирали
расщепом бороды, спросил их Янь:
"Что же вам молвят боги?" Они
же ответили: "Стать нам пред
Святославом!" И повелел им Янь
вложить рубли в уста и привязать их
к мачте лодки и пустил их пред
собою в ладье, а сам пошел за ними.
Остановились на устье Шексны, и
сказал им Янь: "Что же вам теперь
боги молвят?" Они же ответили:
"Так нам боги молвят: не быть нам
живыми от тебя". И сказал им Янь:
"То они вам правду поведали".
<...> Они же, схватив их, убили их и
повесили на дубе.
6579
(1071) Такой волхв появился при Глебе
в Новгороде; говорил людям,
притворяясь богом, и многих
обманул, чуть не весь город, уверяя,
будто "все ведает и предвидит",
и хуля веру христианскую, уверял,
что "перейдет Волхов перед всеми".
И был мятеж в городе, и все поверили
ему и хотели погубить епископа.
Епископ же взял крест и облекся в
ризы, встал и сказал:
"Кто
хочет верить волхву, пусть идет за
ним, кто же верует, пусть ко кресту
идет". И разделились люди надвое:
князь Глеб и дружина его пошли и
встали около епископа, а люди все
пошли за волхва. И начался мятеж
великий между ними. Глеб же взял
топор под плащ, подошел к волхву и
спросил: "Ведаешь ли, что завтра
утром случится и что сегодня до
вечера?" - "Все предвижу". И
сказал Глеб: "А знаешь ли, что
будет с тобою сегодня?" - "Чудеса
великие сотворю", - сказал. Глеб
же, вынув топор, разрубил волхва, и
пал он мертв <...>.
Никоновская
летопись. ПСРЛ, т. 10., М., 1965; поет. Спб.,
1862. Перевод Б. Кресеня.
1227
год
6735
(1227) Явились в Новгороде волхвы,
ведуны, потворницы, и многие
волхвования, и потворы, и ложные
знамения творили, и много зла
сделали, и многих прельстили. И
собравшиеся новгородцы поймали их
и привели на двор архиепископа. И
мужи князя Ярослава вступились за
них. Новгородцы же привели волхвов
на двор мужей Ярослава, и сложили
великий огонь на дворе Ярослава, и
связали волхвов всех, и бросили в
огонь, и тут они все сгорели.
Информация
взята с сайта Славянство.Ру http://slavjanstvo.org/ru/
|