Страна,
к которой не было дороги…
В
те времена, в начале второго
тысячелетия после вознесения
Иисуса Христа, мироустройство
поражало простотой и стройностью.
Свет делился на две части: ту,
которая ограничена выносливостью
коня крестоносца, и все остальное.
Было ли раньше Персидское царство?
Да, где-то там, за Палестиной.
Говорят, есть страна такая – Индия.
Поди, врут. Отчего же врут… есть
Индия. Где-то там, за Палестиной. И
того довольно. Все равно - туда не
попадешь, негоциации с тамошними
жителями не сделаешь, на копьё их не
возьмешь. А кому то нет покоя. Кто-то
хочет стать на мыски, вытянуть шею,
да и разглядеть, что там, за этой
самой Палестиной. И, может быть свою
шею при этом сломать…
Разговор
лекаря с Папой.
-
Помилуйте, мэтр Филипп, какие
небылицы вы изволите рассказывать!
-
Да нет же, ваше святейшество, я
верно знаю что где-то за Палестиной
может, и в самой Индии есть царство.
Правит им не король, ни император, а
пресвитер сиречь христианский
священник Иоанн. Я и письмо его
византийскому императору читал: «Пресвитер
Иоанн, всемогуществом Божьим и
властью Господина нашего Иисуса
Христа, царь царей, повелитель
повелителей, желает другу своему
Мануилу, князю
Константинопольскому
здравствовать и благоденствовать
по милости Божьей…» Говорят, оный добрый христианин Иоанн пошёл
войной на двух братьев Самиардов,
царей Мидии и Персии, и захватил их
столицу Экбанау. На месте бывших
царств он с именнем Святой церкви на
устах основал новое царство – Три
Индии. Столицей же сделал Сузы и
взял себе именование пресвитер. И,
якобы, пресвитер Иоанн ведет свой
род от одного из волхвов, принесших
дары господу нашему Иисусу Христу.
-
Я, мэтр Филипп, слышал другое.
Будто жил где-то за Палестиной
пастух. Пас стада овец на равнине
рядом с песочным морем среди
высоких гор. Был он человеком
сильным и властным, звался Нейман.
Когда же владыка этих земель Кон-Хам
умер Нейман объявил себя царем под
именем Иоанна. И властвует теперь
над 3300 царями. Царство же его столь
огромно, что до одного края его идти
десять месяцев, а до другого и вовсе
не добраться – небо там встречается
с землей.
-
Возможно, Ваше Святейшество, вы
правы, только я сам со странниками
из Иоаннова
царства встречи имел. Народ там
на обычных людей не похож: немые и
рогатые трехногие великаны девяти
сажень иные с четырьмя или шестью
руками. У некоторых человеческая
только половина тела, другая же
напоминает то лошадей, то собак, то
птиц. Многие при этом имеют и глаза и
рот на груди. И животные в том
царстве дивные весьма. Львы там
имеют цвет шкуры то красный, то
белый, крокодилы, когда помочатся на
какой-либо предмет, то немедля и
сгорит. Обитают в земле Иоанна и
вовсе твари невиданные: орлиные
грифоны, мерлины, мета колинарумы и
камтинасы. В повозке же там
запрягают петуха. А самка того
петуха вьет себе гнездо на
пятнадцати высоченных дубах. Из
растений же растет там все, а гуще
всего перец. Течет через царство
река из самого рая, и внимают из неё
рыбу, которая, как икрой, начинена
жемчугом. А еще выносит эта река
камней без счета: сапфир, гиацинт,
памфир, изумруд, сардоникс, яшму.
Главным же среди перлов почитается
в тех землях дорогой и редкий -
кармакаул. Ночью он светится, как
огонь, днем же вроде булыжника.
Врагов
же у государства Иоаннова нет вовсе.
Но парой пресвитер ходит войной на
соседей, однако, недруги, едва
завидев блеск золота
и каменьев его войска немедля
сдаются. Ибо идут войны Иоанновы на
бой и несут перед собой 20 крестов да
20 стягов. Кресты те и стяги большие,
сделаны из золота и с драгоценными
камнями, да крупными жемчужинами.
Ночью они светятся как днем. Везут
их на 26 колесницах, у каждой
колеснице служит по 100 тысяч
конников и по 100 тысяч пешего войска,
не считая тех, кто везет пищу.
И
несут перед Иоанном деревянные
крест с изображением распятия
Господня, что бы помнить Его
страдания. Рядом с крестом, с правой
стороны, несут большое золотое
блюдо, на нем – земля: на землю глядя,
вспоминают войны Иоанновы что из
земли все созданы и в землю же уйдут.
С левой стороны несут другое
золотое блюдо, на нем драгоценные
камни и отборный жемчуг: и те, кто
видят их, прославляют державу
пресвитера. Идут
перед Иоанном три проповедника,
возглашая громким голосом: «Вот –
царь царей, господин господ; силою
крестною, Божией благодатью и
помощью». Третий же восклицает
умильным голосом, что из земли
сотворены и в землю уйдем.
Земля
богатства и силы
А
в окрестностях его столицы, в дне
пути за песчаной рекой, есть горы
высокие и мощные. Человеку на них
нельзя смотреть, поскольку в горах
пылает огонь. В огне живут черви,
точащие из себя нити, как щелк, из
тех нитей жены поданных Ионана
делают одежду. Если же одежда
грязнится, бросают её в огонь, но она
там не сгорает, а только очищается.
В
палатах Иоанна блеск и роскошество
сделаны они из чистого серебра или
золота, но есть и деревянные. Внутри
все палаты, а их меньше полтысячи,
украшены звездами. Каждая из палат
чем-то знаменита. В одной огонь не
горит. Если его туда внесут – сразу
погаснет. Другая держится на
восьмидесяти столбах из чистого
золота. В одной из золотых палат
есть правдивое зеркало: стоит она на
четырех золотых столбах: кто
смотрит в него, видит все свои грехи.
Вблизи этого зеркала есть другое –
стеклянное. Если мыслит кто-нибудь
зло, то лицо его в том зеркале
выглядит бледным, неживым. Люди со
светлыми мыслями, напротив, сияют в
зеркале, как солнце.
И служат тому христианскому царю
365 игуменов, 50 попов, да 13 дьяков. И
стоят в царстве его 150 церквей,
причем одни сотворены человеком,
другие – нерукотворные. А главная
святыня земли Иоанновой – мощи
апостола Фомы.
-
Сведения ваши досточтимый мэтр
Филипп, весьма интересны. Кои сей
пресвитер есть воистину
христианский властитель такой
великой воинской силы, полезно было
бы просить помочь нашему
христианнейшему воинству,
бьющемуся с неверными в Палестине.
Пусть бы он ударил
сарацинам в спину. Вот и
отправляйтесь же мэтр Филипп с
благословения Святого престола в
царство того Иоанна, сыщите его там
и передайте мое послание.
Путь
без конца.
27
сентября 1177 года, волею Папы
Александра III,
от причала венецианской гавани
отошла галера. Плыл на ней лейб-медик
Его Святейшества Мэтр Филипп,
грезивший о волшебной земле, Трех
Индий. И попробуйте сказать ему,
будто нет на земле царства
пресвитера Иоанна, что письмо
владыки к византийскому императору
лишь грубая подделка, что рассказ
очевидцев о том дивном царстве -
суть фантазии площадных жонглеров.
Не поверит мэтр Филипп, а если и
поверит, то отмахнется. Ведь поиск
царства Пресвитера – лишь повод
заступить за границу пресловутой
Палестины. А там – целый мир. От той
горы, что скроет известные земли, до
самого восхода солнца. И он вступит
в него первым, и глаза его до самой
смерти не насытятся чудесами…
Экспедиция мэтра Филиппа навечно
сгинула в неведомых землях.
Версия
историка
Долго
еще грезили Римские Папы,
императоры, короли, рыцари, ученые-хронисты,
трубадуры царством пресвитера
Иоанна. Но вот границы известного
мира отодвинулись до самого Китая,
вот уже опоясали всю землю, и
государству Трех Индий не осталось
на ней места. Откуда возникли слухи
о дивной стране на Востоке, в
которой правит христианский
государь?
Великий
российский историк Лев Гумилев
считает, что первопричиной слуха
было действительное событие:
разгром войск сельджурского
султана Санджара ополчением
центрально-азиатских племен,
объединенных киданьским гурханом
Леюем Даши на Катванской равнине в
1141 году.
Вероятно,
христиане (а точнее, нестореане)
были и среди кочевников, но сам Леюй
Даши если и имел определенные
религиозные симпатии но только к
буддизму. Царство его было не
большим, охватывало только
Семиречье, часть Джунгарии и южные
склоны Алтая; имени среди
киданьских владений не
зафиксировано, ничего похожего на
пышный вымысел средневековых
европейцев в Азии не обнаружено.
Что
почитать: Лев Гумилев «В поисках
вымышленного царства»;
«Сказание об индийском царстве»
"Разгадай!"
№51 от 14.12.2002 г.
|